Реклама лекарственных препаратов в России: запретить нельзя разрешить

В Госдуме РФ прошли слушания, посвященные планируемым изменениям на фармацевтическом рынке страны. Дискуссия шла по закону о рекламе лекарственных препаратов. Как известно законодатели планируют наложит ограничения на свободную рекламу препаратов и средств медицинского назначения и свободную их продажу без врачебных назначений.

Отдуваться за весь фармацевтический рынок пришлось генеральному директору Ассоциации Российских Фармацевтических Производителей (АРФП) Виктору Дмитриеву, который повел себя весьма грамотно и кроме указания на то, что реклама должна быть регулируемой (но не запрещенной), дал понять, на мой взгляд абсолютно обоснованно, что в условиях отсутствия достаточного количества врачей на местах, особенно в регионах, полный запрет на безрецептурные средства самолечения приведет только к увеличению очередей в поликлиниках и организациях первичной медицинской помощи.

Стоит отметить, что по опросам, проведенным на улицах, порядка 46% опрошенных респондентов излечивались сами от банальных насморка и миалгии, не прибегая к услугам докторов. Если ввести запрет на рекламу, да еще отправить банальные лекарства в рецептурную область (то есть не выдавать их без предписания врача) можно только предполагать масштаб увеличения обращений к врачам за медицинской помощью и увеличения очередей в поликлиниках, а также закономерному увеличению обращений к докторам со случаями осложнений от тех или иных заболеваний, развитие которых можно было предотвратить на ранних стадиях, в том числе и путем грамотного самолечения.

Запретами в этой ситуации не поможешь и приходится выбирать из двух зол меньшее. Так что пусть безрецептурное остается безрецептурным, а за рекламной этикой в СМИ, на телевидении и в Интернете пусть следит какая-нибудь ассоциация, возможно созданная самими фармацевтическими компаниями. В этом видится баланс между объемами продаж и вредом, который потенциально может нанести любое лекарство.

Естественно, в этом случае также разумно, на мой взгляд, обязать производителей увеличить объем финансирования на просвещение населения по части оказания самопомощи, чтобы люди не лечились аспирином неделями, а через 3 дня неэффективности безрецептурных средств шли на прием к врачу за адекватным лечением. Польза была бы всесторонняя.

Тем интереснее будет проследить, куда же качнется маятник законодательных предпочтений и как будет отражен баланс интересов всех участников рынка (потребителей, производителей и продавцов лекарств) в итоговом документе.

P.S. В отношении своего справочника лекарств могу только смутно представлять насколько возрастет поток всякого рекламного бреда в отзывах к конкретным лекарствам, так как легальных каналов рекламы не останется, в случае если запрет на рекламу лекарственных препаратов в России все же будет введен.

Консультант: Шкутко Павел - Врач и идейный вдохновитель сайта
Специальность: Участковый врач-терапевт, домашний доктор

Консультации (0):
Отзывы и комментарии (0):

Правила публикации отзывов и вопросов посетителей